boat_revolution (boat_revolution) wrote,
boat_revolution
boat_revolution

Categories:

КРУГОСВЕТКА. АКТ ПЯТНАДЦАТЫЙ. ЗАПАДНОЕ САМОА. СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА

24.07.15. Западное Самоа, два больших высоких острова. Каждый остров это одна огромная гора с пологими склонами, совсем не так, как во Французской Полинезии. Этим объясняется большая населённость, здесь весь остров засажен культурными растениями, пищи хватает. Огромные рынки овощей и фруктов. Рыбный рынок это просто песня. Кого тут только нет. От меч-рыбы до цветных коралловых рыбок, мурен и барракуд. Про сигуатеру тут даже не слыхивали. На островах своя валюта – тала. Один доллар США равен 2,5 тала. Наши телефоны здесь не работают, есть хороший Интернет по карточкам в точках раздачи Wi-Fi, 20 тала за два часа.






На островах живут татары и башкиры, похожи внешне и такие же работящие. На огромных овощных рынках довольно однообразный набор продуктов. Основная клубневая культура – таро, по вкусу жесткая картошка. Бананы разных сортов и спелости, кокосы, папайя, лимоны. Есть морковь и капуста. Из зелени какая-то довольно безвкусная голенастая трава, вроде наших лопухов, но есть можно. Лук продаётся только привозной в супермаркетах. Повсеместно продают чипсы из таро и бананов и запечённыё целиком плоды хлебного дерева.







Так как Полинезией мы сыты по горло, то отход назначили на субботу, на завтра, значит сегодня надо пожаловать в иммигрейшен, в центре города, и потом в таможню, в порту, рядом с мариной. На эту то фигню и потратили пол дня, хорошо ещё такси очень дешёвое. Закончив со всеми формальностями, отправились в местечко Вайлима, где находится музей усадьба писателя Стивенсона. Усадьба расположена высоко на склоне горы в живописнейшем месте. С террасы второго этажа открывается впечатляющий вид на океан. Музей в прекрасном состоянии. Ходишь, как по своему дому, можешь в кресле посидеть за письменным столом писателя. Ходить по дому разрешают только босиком и просят не наступать на лежащие на полу шкуры львов, которых писатель застрелил в Африке. Страсть к охоте роднит его с Хемингуэем. На полках книжного шкафа в кабинете стоят книги Стивенсона на разных языках. Увидели там несколько книг на русском. Очень красивое иллюстрированное издание Острова сокровищ на русском языке Боцман даже схватила руками от избытка чувств.







Для пополнения запасов в городе несколько больших супермаркетов, зря мы набрали так много на Таити. Рядом с мариной есть прачечная. Отличительной чертой самоанцев, является ношение мужчинами юбок тёмного цвета ниже колен, как официальной одежды, от школьников до полицейских. Язык совсем другой. Если на Таити здравствуйте – иорана, то здесь – талофа. Отремонтировать яхту можно только с помощью палки и верёвки. Если автокран и можно найти и поднять яхту на берег в порту, то раскреплять и устанавливать её на берегу придётся только самим. Нужны будут доски, клинья, брусья и другой геморрой во всей своей красе.

25.07.15. Вышли в море в 16-30. Свежий прогноз погоды не обещает нам бурь до самых Соломоновых островов. Похоже от бед и невзгод мы поисчерпали свою любознательность. Здравствуй Океан, мы опять у тебя в гостях.

26.07.15. Ночь прошла спокойно под зарифленными парусами, а утром ветер абсолютно стих на два часа. Какие-то нестыковочки с прогнозом. Завели машину, для этого собственно и берём дополнительный запас топлива.

Все стали раздражительными. Оголённые нервы торчат во все стороны. Стрессы даром не проходят. Надо беречь друг друга и яхту.

17 часов, за сутки прошли 125 миль при ветре 25 узлов. Подходим к банке Паско с глубинами 14 метров, а под нами 5 километров. До острова Уоллис под управлением Франции 130 миль. До ближайшего острова Соломоновых островов Санта Круз 1200 миль, до Торресова пролива 2500, до Купанга в Индонезии 3660, до острова Бали 4160 миль.

Сегодня знаменательный день. Ровно год назад мы вышли в кругосветку из городка Финике в Турции, в канун праздника Военно-Морского флота. А сегодня последнее воскресенье июля, День Военно-Морского флота. С чем всех и поздравляю.

27.07.15. Ночью дуло стабильно 30 узлов со шквалами до 35. Несём два носовых платочка вместо парусов. При этом делаем пять узлов, а в порывах семь. Жизнь при 30 узлах не сахар, но жить можно. За сутки прошли 129 миль. В 15 милях по левому борту оставляем остров Уоллес, государство Уоллес и Футуна.



Начинаем рыбачить. При высоких скоростях яхты лучше ловить на кальмара, у него меньше сопротивление при троллинге, чем у воблера, который на больших волнах начинает выпрыгивать из воды и путаться в леске. Было несколько поклёвок, потом поймали барракуду, но отпустили. Есть в океане рыбка и повкуснее.

28.07.15. Стою ночную вахту, в смысле сижу или лежу. Яхту швыряет нещадно, а я ем слегка заплесневелого вяленого тунца с запечёным плодом хлебного дерева. Экзотика, однако.

На нашем пути постоянно будут встречаться банки, повышение дна с 4-5 километров до 12-20 метров. Вот и сейчас с целью рыбалки приближаемся к банке Комбе, мелководье длиною 20 миль с востока на запад. На подходах к банке наблюдаем большое количество летучих рыбок и морских птиц. Как только эхолот показал глубину 25 метров, на обе удочки клюнуло. С одного крюка рыба сразу сошла, пока тянули вторую лесу, половину тунца бонито откусила акула мако. Ненавижу питаться акульими объедками. Тунец толщиной с мою ногу в бедре, а она за один укус половину отъела. Клевало ещё 4 раза, но нам удача не сопутствовала, а вот рыба одного кальмара откусила, ваху или акула.



Сейчас в левый борт ударила большая волна, и яхту положило на правый борт. При этом чайник с плиты с карданным подвесом улетел на диван, хорошо, что не горячий и не по голове. Убавили передний парус, скорость 7 узлов излишняя. За сутки прошли 135 миль. Барометр упал за день на 3 мм. Вечером в кокпит залетела шальная волна, а из кокпита перелилась в кают-компанию. Пришлось закрывать вход фанерным щитом. Заплёскивание волн, это единственный недостаток открытого кокпита. Зато как он хорош для рыбалки.

29.07.15. Праздник! День Рождения внучки Сашани, три годика человечку. Когда она родилась, мы приобрели нашу яхту и отправились с Главным Инженером её перегонять из Голландии в Турцию, на пмж. А через три года пересекаем линию перемены дат в Южном полушарии. Пересекли эту официальную линию на карте в 12-25 по Самоанскому времени. 180 градусов западной долготы, вдруг стали 180 градусами восточной.

Рассвет встретили вблизи банки Байоннайзе. Смайнали паруса и начали её пересекать с целью рыбалки. Первым поймали бонито на 1,5 кг, а потом за нами увязалось какое-то чудище. Несколько часов наблюдали его в районе наживок наших удочек в прозрачных гребнях волн. Мнения разделились на акулу, маленького кита или огромного тунца. Так это и осталось загадкой. Акулу, правда исключили, так как животное позволило нам достать попавшуюся на крючок рыбку, которую мы уже ловили и определили её точное название по самоанскому определителю рыб. Это Самани или радужный бегун. Рыбка, по общему мнению команды очень вкусная. За сутки пройдено 127 миль.



30.07.15. Утром, над очередной банкой поймали махи-махи на 6,2 кг, исключительно на котлеты. Весь день дуло 24 узла, комфортно катились на запад. В 19 часов через спутник позвонил брат и посоветовал смещаться на север за 10 градус, так как ожидается усиление ветра до 35 узлов.





31.07.15. Ночь прошла спокойно, а утром действительно задуло 35 узлов и до 40 в порывах. Оставили кусочек стакселя и идём курсом 300 со скоростью 5-6 узлов. Прошли 111 миль.

01.08.15. Беспокойная ночь выдалась. То штилело, то налетали шквалы до 35 узлов с проливным дождём. Утром совсем заштилело, нырял проверять крепление винта на валу. Одна гайка с контрогайкой подались аж на целый оборот, а ведь на Самоа я нырял и закручивал до упора. Всё это беспокоит, как зубная боль. Потянул ветерок, раскрутили паруса и заметили надрыв на нижней шкаторине грота. Спустили грот, пришили заплату. Главный Инженер произвёл ревизию штатного зарядного устройства, а то в нём что-то не контачило. Завели генератор, всё заработало. Вот так дни и летят. За сутки прошли 104 мили по штормам и штилям. Никак не могу придти в себя после аварии на Суворове. Катастрофы бесследно не проходят.

Всё-таки, мы где-то рядом с циклоном. Три слоя облаков. Барометр упал ещё на 4 мм и Родные передают Гриб не утешительный.

Ветер в порывах до 40 узлов, пока восточный, если перейдёт на северный, то циклон сформировался и мы внутри него. Одели непромоканцы. Идти строго на север не получается, волна с востока до 6 метров. Держим курс 300. Всё готово, чтобы лечь в дрейф, используя плавучий якорь парашютного типа. Предусмотрительная Боцман даже начала собирать в непромокаемые мешки документы и вещи необходимые на спасательном плоту в случае шлюпочной тревоги.

02.08.15. Всю ночь забирались севернее, но к пяти утра ветер стал встречным. Дождались рассвета и занялись установкой плавучего якоря. Скрутили стаксель. Под глухо зарифленным гротом легли в дрейф. На якорном клюзе закрепили стальным тросом большой канифас блок, через который пропустили 14 миллиметровый нейлоновый трос с прикреплённым к нему через вертлюг парашютом, диаметром 2 метра. Закончив все приготовления и прикрепив конец троса к носовой утке, опустили парашют в воду. Трос натянулся, парашют открылся, и мы плавно закачались на огромных набегающих волнах. Яхта наша по конструкции шлюп и она плохо лежит в дрейфе. Она лежит в «корыте», в ложбине между волнами. Для дрейфа под углом 50 градусов нужен трисель. Вот после завтрака и займёмся его изготовлением из тента. Ветер 35 узлов с порывами до 44, волна 4-5 метров. Изготовили трисель из тента на корме, угол дрейфа стал заметно лучше. Яхта создаёт пятно турбулентности со стороны ветра и волны не обрушиваются. Можно отдыхать. Но не тут то было, ночью хлестал попутный ливень и приборы в кокпите запотели, явный признак попадания воды. Попробовали завести двигатель, аларм перегрева не отключается и пожарная сирена, поставленная нами в Панаме, оглашает воздух непристойным рёвом. Придётся с этим смириться, разберём, когда ливни утихнут. Парашют этот немного маловат, скорость дрейфа с ним до 2 узлов. У нас есть побольше, но он создаст и более сильные нагрузки на якорный канат. Опробуем его в следующий раз. Давление за сегодняшний день упало ещё на 6 делений, явный признак приближающегося к нам центра циклона. Он вопреки всем теориям движется на восток, что-то под ложечкой засосало. Через каждый час вахтенный ходит на бак (нос парусного судна) и стравливает с утки 20 сантиметров якорного каната во избежание его истирания. Всю ночь в центре циклона, который в 60 милях от нас к северо-западу, полыхают зарницы. Первые молнии за год плавания.

03.08.15. Ночка была на зависть всем мазохистам. Ветер поменял направление на западное и стих, а волны остались со всех трёх направлений. Яхту так валяло, что лежать не было никакой возможности. Теперь-то я понимаю, что старые деревянные суда, попав в глаз бури, зачастую давали течь или вообще разваливались. В 04 утра снялись с плавучего якоря и пошли курсом 300 наверстывать упущенное. Сейчас идём под двигателем, ветра нет, а из-за волнения со всех сторон скорость яхты то 4 узла, то 5, то 6, а то и 3,5. В 9 часов идти курсом 300 стало невозможно, подул встречный северо-западный ветер 25-30 узлов. С этого направления пошла короткая ветровая волна против южной зыби, а, значит и течения, вызванного циклоном. Скорость резко упала, и яхту стало заливать с носа до кормы. Пошли курсом на север, подрабатывая парусами. Снос на восток стал очень большим. Не разумно жечь горючее и мучить паруса, а идти в обратном направлении. Легли в дрейф под зарифленным гротом. Но в глазу бури такое лихорадочное волнение, что уснуть трудно, но мне всё-таки удалось. Двое суток без сна сказываются. Спишь, как солдат в окопе, в любой позе и в любом месте, лишь бы непосредственная опасность не угрожала. Ждём уточнённый прогноз погоды по спутниковому телефону, лёжа в дрейфе.

Вторые сутки с нами на яхте живёт маленькая коричневая чайка с одной лапой, вторую акула откусила, не иначе. Чайка перестала бояться, путается под ногами и везде гадит, но мы прощаем горемыке этот маленький грех. У самих в наглухо закупоренной яхте стоит такая густая спираль от мокрой обуви и одежды, уже не очень чистой, что уши заворачиваются и глаза слезятся, когда спускаешься вниз снаружи. Прогноз нам уточнили, циклон начинает отходить к юго-западу. Заводим машину и с поднятым наполовину гротом следуем на северо-запад, подальше от монстра.





04.08.15. Всю ночь убегали на северо-запад под зарифленными парусами, оказалось зря. Циклон не распался, как предрекал ранее прогноз, а углубился и вовлёк в сферу своего вращения огромные площади океана. Пассаты севернее, куда мы стремились, были остановлены и повёрнуты вспять вплоть до экватора. А мы так и не можем выбраться из глаза циклона. В 12 часов заштилело на беспорядочном волнении. Оглушительное хлопанье парусов заставило присмотреться к ним пристальнее. У грота опять лопнула нижняя шкаторина и по задней шкаторине начала рваться обликовочная лента, которую на Мальорке год назад заменил нам Педро Рикельме. Спустили грот, шьём.



Наша птичка ожила, отоспалась на яхте и утром слетала на рыбалку. Прилетела назад и смело села рядом с Женей, стала совсем ручной. Хорошо, что мы вчера её насильно рыбными котлетами не накормили, а то бы сгубили. Удивительно, но она двое суток ничего не ела и не пила.

А вот и встречный западный ветер 20 узлов, прямо в нос, а мы парус на палубе шьём. Оракулы с Большой земли пугают им на трое суток. Если ляжем в дрейф, унесёт на 150 миль назад. Паруса начали рваться. Идти под ними против ветра в 20 узлов, это их кончить. Соляры на ходьбу против ветра под мотором может не хватить. А пока, решив, что утро вечера мудренее, легли в дрейф с большим парашютом. Дрейф с ним стал 1,5 узла, но яхта стала постоянно менять галсы, как на жёстком якоре на дне. Пришлось делать оттяжку, как советуют известные яхтсмены супруги Парди в своей книге Тактика штормования. Бортовая качка остаётся сильной, но спать можно. Установили вахты и отдыхать. Вахтенный тоже спит, только раз в час встаёт по таймеру и идёт всё проверять. Ещё он стравливает немного якорной верёвки с утки, чтобы уменьшить её износ.

05.08.15. В 7 часов начали поднимать плавучий якорь. В 7-30 уже завели машину и пошли под двигателем на запад против ветра. Шли под двигателем до 12 часов. Ветер отошёл к северо-западу. Задрали зарифленные паруса и идём со скоростью 4 узла против ветра в 20 узлов. Потом обнаглели и натянули паруса полностью. Идём с хорошим креном 5,5 узлов целый день. Отличный яхтинг, и опять солнце, и опять счастье. Жизнь полосатая, как тельняшка, это жизнь моряка.



06.08.15. Ночью шли галсами против западного ветра на зарифленных парусах. Очень не эффективно, снос большой. С рассветом раскрутили паруса полностью, но оптимизма это не прибавило. Волна выросла и идём со скоростью 3.3 узла, а курс 300 градусов. Так мы будем 200 миль неделю идти. На неделю нам и предрекают западный ветер. Эль Ниньо спровоцировал циклон не вовремя, а циклон развернул пассаты вспять. Во мы попали, сам бы не видел, не поверил бы. В 12-30 не выдержал, завёл двигатель и пошёл курсом 230 на Санта Круз. Шторм разорвал нам тент-бимини, снять его не смогли, молнии приварились, поэтому зашиваем под палящим солнцем. К вечеру у всех сгорели носы.
Вспомнилось:
« Не стесняйся пьяница носа своего,
Он ведь с нашим знаменем цвета одного.»

За сутки в лавировку прошли всего 52 мили.

07.08.15. Идём под мотором. От избытка электричества пучит все приборы. Зато вечером смотрим хорошие фильмы, надо же как-то развлекаться.

Ветерок усилился до 20 узлов, волна подпинывает под днище, скорость упала до 4 узлов. Хотим до темноты достичь банки с глубинами 20 метров и половить рыбки, а то вчера последнюю доели. Две трети экипажа уже второй день рыбу игнорируют и едят тушёнку, а я ничего, ем, не приелась.

16-30, до бухты на острове Ненду, архипелага Санта Круз, государства Соломоновы острова осталось 109 миль. За сутки под двигателем прошли 114 миль. Сейчас встречный ветер усилился до 22 узлов, и наша скорость упала до 3,5.

Сто лет назад Джек Лондон в своём автобиографическом произведении Путешествие на Снарке очень не лицеприятно описывал жителей Соломоновых островов. Они, дескать, неисправимые людоеды, а грязь даже с их вождей надо было соскребать лопатой. Они не носили абсолютно никакой одежды. Уши и носы были проколоты многочисленными отверстиями, в которые они вставляли глиняные трубки, стреляные гильзы, перья и раковины. После того, как они съедали зазевавшийся экипаж очередной шхуны, против них проводилась карательная экспедиция с артиллерийским обстрелом деревень и последующим преданием их огню. Но хитрые папуасы, завидев на горизонте дымы крейсеров, заранее убегали в горы, а деревня отстраивается из кокосовых листьев за один день.

Вот мы и посмотрим, что это за Соломоновы острова такие? Пока путеводители пугают только малярией.

08.08.15. Всю ночь шли против ветра 20 узлов и короткой, злой волны. Даже ругался на них про себя. К утру ветер усилился до 25 узлов, с запада накатилась чёрная туча с дождём. Что? Следующая депрессия? Перелили в бак ещё 50 литров топлива из канистр. Подходим к банке в надежде разжиться свежей рыбкой. Ещё утром заменил одного кальмара на удочке воблером. Бах, мощная поклёвка и рыба обрывает лесу. Быстро меняем воблера, идём над банкой с глубиной 25 метров. Две поклёвки на обе удочки. Тащим двух тунчиков, а за ними стая акул. Дотащить не успели, океан окрасился кровью, акулы выпрыгивали из воды и скручивались в клубки, поедая нашу добычу. Кальмар разделил участь тунцов, а вот австралийский маленький красно-белый воблер Халко снова пошёл в бой. Только отдали 30 метров лесы, как уже поклёвка. Стали просто тащить быстро лесу руками и вырвали, таки, из пастей акул тунца-альбакора на 3 килограмма. А тут и банка кончилась и конец рыбалке. Почистил тунца и уронил его в воду. Вот же незадача. И банка кончилась, остались без рыбы.





В 18 часов отдали якорь в бухте Грасиоза острова Нденду, напротив деревни Пала. На долблёной лодке к нам в гости пожаловал абориген по имени Тайтус. Он, якобы, вождь этой деревни. В носу носит кольцо, выпиленное из раковины. Я ему подарил две раковины жемчужницы, он был очень доволен, у них жемчужниц нет. Тайтус послал своих сыновей в деревню и они вернулись с авоськой баклажанов. У всех и у детей тоже рты окрашены в красный цвет от непрерывного жевания бетеля. Мы попросили попробовать. Тайтус очистил зелёный плод какого-то дерева, сердцевину дал нам пожевать, потом протянул на листе белый порошок, походу известь и в неё обмакнул какие-то стебельки и тоже сунул нам в рты. Пожевав несколько минут, мы в прямом смысле заторчали с Главным Инженером. Кровь прилила к лицу, голова закружилась, слюна окрасилась в алый цвет. Это при смешивании трёх ингредиентов протекает какая-то реакция со слюной. После выплёвывания этой канители опьянение быстро и без последствий проходит. С приходом ночи с большим трудом выпроводили гостей с яхты.





9.08.15. Утром после завтрака налетел порыв ветра и нас сорвало с якоря. Лежал он плохо на склоне рифа. Переставились получше, а тут и Тайтус пожаловал заряжать батареи своего телефона и фотоаппарата, ибо электричества в деревне нет. Потом приплыл на пироге его отец по имени Дадли и продал мне амулет с тотемом их острова. Потом приплыли два мужика из другой деревни, предложив на продажу самодельную материю из коры с местными рисунками, а так же раковины и посуду из скорлупы кокосовых орехов и поделки из красного дерева. Пироги у аборигенов без балансиров, выдолбленные из цельного ствола дерева. Вёсла с одной лопастью, украшенные резьбой. Воду аборигены носят из речки, которая вытекает из под земли. Там сделана запруда и ниже по течению все набирают воду. Мы так же набирали воду в пятилитровые бутыли и возили на динги на яхту. Всё, как при капитане Куке. Вода очень вкусная и чистая. По вечерам аборигены моются в этой речушке, мужики, когда захотят, а женщины с наступлением темноты, но моются ниже прудика. Прудик табу.























































Tags: Михаил Колмогоров, капитан, кругосветка, море, на парусной яхте вокруг европы, океан, парусная яхта, соломоновы острова, тихий океан
Subscribe

  • Переход Египет - Турция, Финике

    19.04.17. Днем шли под мотором, в 16-30 развернули паруса, пошли острый бейдевинд, правый галс. 20.04.17. В час ночи вынуждены были завести…

  • Суэцкий канал

    18.04.17. Обещали выход в 9, лоцман появился только к 10. Вышли в 11-ом часу, и шли под машиной почти до темноты. Вышли в канал Встречные…

  • Египет. Суэц.

    13.04.17. Только успели встать, сразу же появился агент и взял аванс 270 долларов за услуги оформления бумаг на проход канала. Завтра в 9 утра…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments