boat_revolution (boat_revolution) wrote,
boat_revolution

КРУГОСВЕТКА. АКТ ОДИННАДЦАТЫЙ. МАРКИЗЫ - ТУАМОТУ - ТАИТИ

11.05.2015. Прошли с западной, населённой стороны острова Тахуата. Напротив деревенек стоит много яхт, но нам даже такая цивилизация поднадоела на Хива-Оа.

Клюнуло что-то очень большое, оторвало уловистого фиолетового кальмара.

До атолла Напука 278 морских миль. Истинный курс 215 градусов. Летают стаи морских птиц, явно кружат над охотящимися тунцами. Подходить к ним под двигателем бесполезно, уходят. Плюнули, задрали паруса и поскакали генеральным курсом. На стаю всё-таки налетели. Клюнуло сразу на две удочки. Вытащили двух красавцев тунцов альбакоров, килограммов по 15 каждый. Вот и занятие на весь день: потрошить, мыть, снимать филе, солить, мариновать. Альбакоры чистые, без паразитов. Яхта, очищенная от ракушек, скользит хорошо. Делаем свои 5 узлов при ветре 14 с востока.

Луна взошла в 0-40. Это для расчёта захода в атоллы. Стояние воды наступает через 12 часов после восхода луны.

12.05.2015. Тихая, спокойная ночь. Для устойчивой работы холодильника, набитого тунцом, машину пришлось заводить два раза за ночь. Пока не взошла луна, в кильватерной струе вспыхивают и потом ещё долго горят за кормой светящиеся шары разных размеров. 11 часов, до ближайшего атолла Напука 170 миль. За сутки прошли 108 миль. Океан тих и спокоен, как и наши души. Идём потихоньку, кажется, что стоим, не качает. Приплывали дельфины, поснимали их на подводную камеру.

13.05.2015. Опять спокойная ночь. Под одной Генуей скользим 4 узла. Утром пошли 5, а потом налетела тучка и пошли 7 узлов. Потом небо затянуло тучами и стихло до 0. Холодильник высосал все амперы, приходится заводить машину. За сутки прошли 90 миль.

Днём подуло 15 узлов в левый борт. Пошли 5,5 узлов почти без крена, полный комфорт. Едим тунца в разных видах и фрукты. Выложили тунца сушиться на балычки. Такими темпами к атоллу придём ночью.

14.05.2015. К атоллу Напуко, конечно же, пришли ночью, в 01. Вахтенный спокойно спал, а сотовая связь уже появилась за 6 миль. Молодцы французы, атолл, где живёт несколько семей аборигенов, имеет хорошую сотовую связь. Прошли в 4 милях от атолла, попали в шквал, зарифились. Вся команда связалась по телефонам с большой замлёй. Сейчас 04 часа, а связь всё ещё есть. Проклятья посылаем нашей МТС. У нас с Боцманом не проходили входящие звонки 2 недели. Приходилось звонить самим. Родственники обращались с письменными претензиями, всё тщетно. Угорели тысяч на десять деревянных рублей. В суд на МТС надо подавать и взыскивать убытки.

Сейчас идём на атолл Рароиа, что в 130 милях к юго-западу. Надеемся завтра с рассветом войти в лагуну, если позволит течение в протоке скоростью 6 узлов.

15.05.2015. О пользительном. Второй день ставим бражку, из расчёта 0,5 кг сахара на галлон воды, 3,8 литра, с 2 чайными ложками французских гранулированных дрожжей. Бражка созревает за световой день, за 12 часов. Действует на всех по-разному. Кто становится сонливым, кто дрожжами всю ночь отрыгивает, один Главный Инженер очень доволен. Хотя нет, последний социологический опрос показал, что за ночь было три захода в гальюн, прослабило от гущи.

Ночью прошли мимо атолла Такуме, появилась сотовая связь. Связались с большой землёй. С рассветом начали заход в лагуну острова Рароиа. В 6-30 заякорились напротив посёлка. На якорях стоят ещё две яхты из английского содружества. Заход против встречного течения в 6 узлов был очень интересен. На полных оборотах двигателя наша скорость по GPS иногда становилась отрицательной. Стоячие волны в струе отлива такие, что могут захлестнуть в открытые люки каюты. Волны, как в порожистой реке в большую воду. Связались с Большой землёй. Мы на острове, на который выбросило прибоем бальсовый плот Кон-Тики Тура Хейердала. Ура!!! Это получилось случайно, но что-то привело нас сюда.

Днём сплавали на резиновой лодочке, динги, тузике, ялике в деревню. Франция вложилась в это чудо. Дорога бетонка, аэропорт, школа-детский сад, жемчужная ферма и всё это ради нескольких десятков семей бывших людоедов. Сейчас это милые, улыбчивые люди. Дома у одного из жителей магазин. Ром и пиво есть, работает круглосуточно и без выходных, как мы потом выяснили. Камрад! – крикнул он, узнав, что мы из России. Выпили у него во дворе, на берегу лагуны пивка с подводным охотником. Он сказал, что сигуатера есть в лагуне, а на внешней стороне рифа её нет. Пояснил, что Джек-фиш и меру не болеют, но Боцман всё равно боится и мы не охотимся. Любовались красотой и учились у людей доброте.

16.05.2015. Шикарный ливень по утру. Гроза без молний и грома. 30 минут проливного дождя. Сами помылись под небесным душем и наполнили полный кормовой танк свежей водой. После завтрака сплавал в ластах и маске на коралловый риф, на котором установлен створный знак. Там полно всякой живности, раковины тридакны, конусы, устрицы и жемчужницы. Последних нашёл две и притащил на яхту. Начал вскрывать раковины. Первая пустая, в смысле без жемчужины, но вкусная (семейство устричных). Открываю вторую, а там…(мля, слов нет) жемчужина с ноготь величиной. Сбылась мечта идиота. Боцман говорит: Я чувствовала, что ты принесёшь жемчужину. Во как! Не знаю, кого и благодарить.

Отправились на промысел всем экипажем с ножами, рукавицами и мешками. Набрали жемчужниц, тридакн, устриц и других съедобных моллюсков. Поснимали на видео подводный мир, насладились чудом природы. Подплывали акулы и какие-то огромные рыбы, семейства окунёвых, а маленьких рыбок вокруг тьма тьмущая. Замёрзли за несколько часов в воде и вернулись на корабль. Увы, чудо природного жемчуга больше не повторилось. Зато нажарили моллюсков. Для продолжения праздника сплавали на моторке к вчерашнему китайцу в дом-магазин. С широкой улыбкой и с криком: Камрад, ай ворк бизнес! он продал нам две последние на острове бутылки рома.

Две яхты, которые ночевали с нами на якорях, днём ушли на другую сторону атолла, туда, куда выбросило плот Кон-Тики.

Вчера ночью, в смысле в темноте, приплывали не навязчивые рыбаки с бочкой мелких красных рыбок для продажи. Такую фиш я даже в Средиземке брезгую стрелять. Видимо эти рыбки не болеют сигуатерой. Я спросил про лангустов. Они достали одного, размером со среднего рака. Крупных сами давно схарчили.

Кто был на острове Рангироя,
Того возведут в ранг героя!
А, кто был на Рароиа,
Тот счастлив, как Иа-Иа! (ослик, друг Вини Пуха, когда ему нашли потерянный хвостик).

17.05.2015. Продолжили изучение подводного мира лагуны. Снимали видео. Посмотрели, как ловят моллюсков тридакн местные тётки. Идут по рифу по колено в воде в отлив, видят цветную синусоиду тридакны, втыкают между створок металлический штырь и, как монтировкой, отрывают раковину от коралла. Для транспортировки наловленных раковин, тащат за собой на верёвочке пластмассовую ванночку. Применили их тактику, только втыкали между створками нож, всё получилось и очень эффективно. Второй день питаемся моллюсками: сырыми, политыми соком лайма, тушёными с луком, с рисом с макаронами. Атолл не хочет нас отпускать и мы тянем, не хотим уходить, но надо…

18.05.2015. В 11 часов вышли из лагуны с отливом. Скорость была 9,3 узла, как в бурной реке со стоячими валами и водоворотами. Курс держим на атолл Макемо, что в 70 милях к западу.

Утром команда сходила на жемчужную ферму. Фотографировать нельзя, туда нельзя, сюда нельзя. Показали только, как вскрывают раковину стилетом, вставляют пластиковый роторасширитель, как у стоматолога, и изогнутым пинцетом вставляют маленькую пресноводную жемчужинку и шарик, по-видимому, с лекарством. Потом раковины закрывают, с краю сверлят отверстие и привязывают за него к пластиковым сеткам, которые отвозят на огороженные участки лагуны. Там жемчуг растёт до готовности. Вчера Женя нашёл одну такую сетку, видимо оторванную и унесённую штормом, но раковины там были без жемчуга (вот досада), выращивались перед имплантацией.

Идём вдоль атолла Таенга. До входа в атолл Макемо 30 миль.

19.05.2015. С рассветом зашли в атолл Макемо. Всё по-европейски, маячки горят, фарватер размечен, хоть ночью заходи. Мы, начитавшись лоций, заходим утром, с самым началом отлива. Скорость противотечения узла три и легко преодолевается. Заходим за бетонный мол около деревни и отдаём якорь на 8 метровой глубине. Спать не ложимся, а идём после завтрака плавать. Здесь всё другое. Вода в несколько раз прозрачнее. Снимаем на видео и ныряем за жемчужницами. Замёрзнув, едем в деревню на ялике. Здесь всё солидно. Палисадники островитян огорожены одинаковыми оградками с железобетонными балясинами. Здесь целых два магазина, крытое футбольное поле для детей, почта с Интернетом и, даже, полицейский участок с симпатичной женщиной полицейским. Так и напрашивается: Закуй же меня в наручники, плутовка! Шли по деревне и натолкнулись на девочку, торгующую пирожками из хлебного дерева, скупили у неё весь товар. Пока гуляли, съели половину и, ничего, живы.

Решили завтра пройти внутри лагуны к противоположному выходу и по дороге понырять у неизведанных моту (коралловые островки).

20.05.2015. Утром сходили в магазин, который открывается в 6 часов, купили немного чёрного жемчуга для коллекции ( 5 долларов за штуку), зашли на почту, отправили письма на большую землю. Выходить нужно не ранее 10 часов, чтобы солнце стояло достаточно высоко для освещения моту, подводных коралловых рифов. Они находятся под водой на глубине от 10 до 40 сантиметров и резко обрываются на глубину 30 метров. Горе тому, кто не увидел это препятствие. Их плохо видно в облачные дни и, когда ветер поднимает на воде барашки. До другого выхода, их называют пассе, 27 миль. Сложили в кокпите все имеющиеся у нас носители электронных карт разных систем. Заранее повесили верёвочную лестницу до нижних краспиц на мачте. Одному из матросов приходится туда время от времени залезать, сверху подводные препятствия хорошо просматриваются. Надо особо отметить, что некоторые маленькие моту на картах не обозначены, поэтому доверять нужно только своим глазам, была пара неприятных моментов. Шли два часа в сильном напряжении, искали нетронутый моту, на который не ступала нога человека, а только моя и Юренкова, и нашли. Якорь отдали на 10 метровой глубине с подветренной стороны.

Абсолютно не тронутые цивилизацией рифы, Эдем до Адама. Плывёшь в рыбном супе. Раковины жемчужницы на коралловых выступах, как опята на берёзовых пнях. Тридакны всех цветов и размеров. Большие раковины с семью отростками, не помню, как называются. На рыбу мы не охотимся, опасаясь сигуатеры. Правда вчера к нам подъезжала на лодке местная подводная охотница и предлагала купить рыбу попугая и выразила недоумение на вопрос о сигуатере. Может на этом атолле её и нет. Охотимся с видеокамерой, снимаем в упор групперов, акул, наполеонов, попугаев и мурен. Весь вечер на яхте вскрывали жемчужниц, но чудо жемчуга не повторилось, что подтверждает редкость находки. Мяса жемчужниц нажарили две сковороды. Утром купили у рыбаков за 20 долларов трёх лангустов, а сейчас их приготовили, словом, праздник живота. Ночуем на якоре посреди лагуны, ночью идти нельзя. Всем спать!

21.05.2015. В 10 часов стали сниматься с якоря для продолжения путешествия по лагуне и утопили рычаг якорной лебёдки. Пришлось нырять на 15 метров. Вот когда мы по достоинству оценили прозрачность воды в этой лагуне. Рычаг был виден отлично, только ныряй. Ихтиандра вызывали?

Шли опять с вперёдсмотрящим на мачте. К 13-30 пришли к западному пассе атолла и встали за ближайшим моту на якорь для ночёвки. Телефонной связи здесь нет. Вечером подъели всех ракушек. Завтра утром наловим ещё.

22.05.2015. День Рождения Брата Серёги! Посвящаем ему архипелаг Туамоту. Здоровья тебе, Серёга!

Перед завтраком полинезийским методом наломали с Женей два ведра тридакн и набрали больших семипалок для коллекции. В 10 часов снялись с якоря и пошли в проход из лагуны. Шли с отливом, скорость достигала 10,5 узлов. К полудню подошли к атоллу Туанаке, из группы Раевского. Думали заякориться с подветренной стороны и понырять, но мест для якорной стоянки нет. Прибой даже с подветренной стороны очень суров, а где его нет, там вертикальная стена рифа. Сейчас торопливо идём на следующий атолл Таханея. Хотим засветло зайти в лагуну, поэтому завели машину и дали максимальные обороты. В лагуну ведут три захода, все с восточной стороны. Один даже отмечен знаком.

Солнце закатилось, а до входа в лагуну ещё час ходу, придётся заходить в темноте, что настоятельно не рекомендуется лоциями, а что делать? На самом деле, мы уже натренировались, риска практически никакого.

Начали сматывать удочки, тут же две поклёвки. Попались два тунца альбакора, Пат и Паташон, Тарапунька и Штепсель. Один на три, другой на десять килограммов. Оглушив рыбу дубинкой и, зацепив под жабры тросиками с карабинами, отпустили за корму отмываться от крови.

Подошли к острову почти в полной темноте, свет только от ущербной луны. И вдруг на острове зажёгся маяк. На картах, действительно, есть створный знак, но не светящийся. И маяк светится не на месте створного знака. Не стали обращать на него внимания и сосредоточились на своём местоположении на электронных картах. Вслепую вошли в средний проход в лагуну, всего в неё ведут три прохода, называемые пассе. Стоячие волны и водовороты сбивали с толку наши GPS. Ориентирами служила луна и загадочный маяк. Течение в проходе не очень сильное, всего три узла, поэтому рулить в темноте, имея ориентиры не сложно. Из прохода мы свернули налево и пошли на якорную стоянку. Ба, это не маяк светил, а топовый огонь катамарана, снабжённого AIS, и он высветился у нас на экране компьютера. Вот так, стояночный огонь яхты можно принять за маяк и врезаться в риф. Встали от катамарана в 100 метрах и отдали якорь на 12 метровой глубине. В лагуне тишина. Пока матрос возился с якорем, я через плечо оглянулся на привязанных за кормой тунцов, а там… К ним уже акулы подбираются. Втащил тунцов на палубу и тут к яхте подошла здоровенная акула. Вот такие и объели меч-рыбу у Хемингуэевского Старика. От запаха тунцовой крови у неё просто крышу снесло. Мы боялись, что она вцепится в перо руля или в винт. Скорее всего она пришла с нами снаружи атолла по запаху. Хорошо, что вовремя рыбу убрали. Башка у акулы была полметра шириной и это была отнюдь не рифовая акула, десяток которых тоже вертелись вокруг яхты. У рифовых акул кончик спинного плавника чёрный, а эта была вся серая. Когда после ужина стали разделывать тунцов, акул уже не было. Мы сбросали внутренности в море и принялись за мытьё палубы. Через полчаса, спуская с палубы резиновую лодку, я увидел за кормой роящихся акул. Течение отнесло запах крови к пассе и акулы вернулись, и подобрали отходы. Монстр только не вернулся, а может под яхтой прячется?

На атолле нет связи, Серёгу не поздравили с Днём Рождения, а так торопились, что сожгли лишние литров 20 соляры.

23.05.2015. Утром понырял, ознакомился с подводным миром лагуны. Всё победнее и побледнее. Вернулся на яхту и тут к нам пожаловали нежданные гости. Сначала штук шесть рифовых акул польстились на объедки от нашего завтрака, а потом и монстр пожаловал. Пожаловал опять на запах тунца, которого мы доразделывали и выбросили за борт шкуру. Я спустился с лесенки и поснимал подводной камерой кормление акул. Когда монстр на меня шёл с приоткрытой пастью, полной острющих зубов, становилось не по себе. Пусть хоть что говорят любители поплавать с акулами, но случиться может всякое. С рифовыми мы плаваем и не обращаем на них внимания, а эта может запросто отхватить руку или ногу.

Сплавали на моторке на берег. Селение на этом островке заброшено. Осталась бетонная ёмкость для сбора воды и одинокая могилка под пальмами. Дошли до следующего пассе. Интересно наблюдать, как в протоке, шириной с речку Исеть, массы воды со всей лагуны в отлив создают бурный поток. На другом берегу домики, кто-то живёт и на этом атолле. Наткнулся на птичку, величиной и раскраской похожую на нашего дрозда, только лапки перепончатые. Птичка сидит и не улетает, я думал, людей никогда не видала и не боится. Протянул к ней руку, она расправила крылья, а одного крыла нет, видимо акула отхватила, больше не кому. Бросил взгляд на мелководье, а там рифовые акула снуют в поисках добычи. Безрадостное место, может, поэтому здесь люди не приживаются.

Большая акула так и кружит возле яхты. Приходит после мытья посуды, иногда просто так. Купаться и нырять нет желания. Бросишь взгляд за корму, а там этот монстр неспешно крутится, едва шевеля хвостом, в сопровождении двух рыбок лоцманов.

После ужина на юте слушали аудиокнигу «Морской волк» Джека Лондона. Боцман вдруг как завизжит, мы подумали, что акула залезла в кокпит. А это просто огромный тропический таракан начал щекотать ей пальцы. Она было подумала, что это суровый капитан проявил не свойственную ему нежность и гладит пальчики, посмотрела, а там эта жуть. Поймали гада и бросили на растерзание акулам в воду, может зря не раздавили, доплывёт и заберётся обратно.

24.05.2015. Вышли с якорной стоянки в 8-30, изрядно помучавшись, извлекая якорь из коралловых глыб. Это был последний из островов Туамоту, куда мы зашли. Идём прямиком на Таити, до которого 270 миль. Ветер свежий, 18 узлов. Идём по ветру под Генуей. Будем проходить мимо островов Фааите и Факарава. На Факарава герой рассказа Д.Лондона Мапуи хотел построить дом, продав жемчужину величиной с голубиное яйцо. А нашёл он жемчужину на острове Хикуэру, где случился ураган, так красочно описанный любимым писателем. На атолле Фааите оказалась сотовая связь. Проходя в 10 милях, удалось послать сообщения и таки поздравить с Днём Рождении Брата. Ночью шквалило из-под туч до 30 узлов, зарифились от греха подальше.

25.05 2015. Всегда трудно втягиваться в несение вахт после полноценного ночного сна накануне. Зато после собачьей вахты, с 01 до 04, засыпаешь, как младенец, едва коснувшись подушки головой. 8-30, до острова Таити 159 миль. За сутки прошли 123. Обогнала яхта под геннакером, хороший парус, но ном и так хорошо.

26.05.2015. До Таити 35 миль. За сутки прошли 124 мили.

Вошли в марину, она находится там же, где и порт. Идёшь к берегу и слева видишь марину. Плавучие причалы, чалимся сами, у французов всегда так. После оплаты, а она здесь просто плёвая, 20 долларов в сутки, если встаёшь на неделю, автоматически включаются электричество и вода. В полукилометре справа, на берегу, супермаркет «Чемпион», который работает до 20 часов, где мы и пополнили истощившиеся запасы рома.

Таити, середина Тихого океана, Жемчужина островов. Пересечь Тихий океан и не побывать на Таити…